Техническое задание (ТЗ) для меню. Небольшие советы Заказчикам при заказе дизайна меню или сайта...
ПодробнееИстория одного заказа. Создание сайта
Без внятного ТЗ — результат ХЗ.
— народная мудрость.
ИСТОРИЯ ОДНОГО ЗАКАЗА
Основано на реальных событиях. Любые совпадения можно считать случайными.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Заказчикам, впервые решившим сделать сайт - составление технического задания не кажется необходимым.
И пример есть: подсмотрели у конкурентов. Ах, да, мне надо уже это сделать «вчера», времени совсем нет. И на составление ТЗ времени нет, у нас же сайт будет совсем простой. Всего-то несколько страничек Разделы сайта: Меню, О нас, Доставка, Контакты. Заказ меню через сайт. В самом вверху страницы наше название. Главная страница сразу начинается с меню. Вверху всегда дополнительное подменю, переход на другие разделы меню: салаты, закуски, мясо, рыба. Перед списком позиций меню кафе рекламный баннер, показывающий новинки, спецпредложения которые можно менять. А вы можете сделать еще дешевле?
ДОГОВОРЕННОСТЬ
Исполнитель предлагает Заказчику вариант дешевле. Показывает наглядно как будет выглядеть структура сайта, какая будет функциональность за цену дешевле. Заказчик звонит Исполнителю, и говорит, что всё устраивает - делайте!
ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ
Исполнитель приступает к созданию сайта. Вроде бы все понятно: Заказчик согласился на предложенное решение Исполнителя, информационные странички, меню. Разделы Заказчик предоставил.
САЙТ ГОТОВ?
И вот, наконец, Заказчику показывают сайт. Но, что это? Главная страница совсем не такая, как представлял Заказчик. Он же показывал сайт конкурентов. Ну и что, что сайт конкурентов стоит больше 100 000 руб. Исполнитель же согласился сделать дешевле!
Заказчик: - "А что с меню? У меня не так, как у конкурента... А что это за новинки, рекомендуемые, спецпредложения, мне они не нужны - уберите! ( Видимо Заказчик напрочь забыл, что присылал ранее Исполнителю) . А почему так мало разделов? А почему разделы только салаты, закуски, мясо, рыба? Мясо уберите! И вообще у меня не такое меню. Вы должны были догадаться какое меню добавить на сайт, вы же делали нам ранее листовки, нужно было брать с листовки. Это же очевидно!
Начинаются вопросы Исполнителю - "А почему не так?", "Я думал, будет так", "А я имел в виду это".
Исполнитель: - "это вы не уточнили", " а это вы ранее не прислали", "Вам же показывали наглядно пример как будет выглядеть. Все в точности"
Исполнитель соглашается добавить недостающую, ранее не оговоренную информацию, которую Заказчик досылает частями уже после создания сайта.
Заказчик (про себя): - "Во как, Исполнитель прогнулся. Сейчас я еще посмотрю на сколько Исполнитель прогнётся!"
Заказчик: - "А что это поля у заказа длинные такие? Надо короче."
Исполнитель: - "вы это не уточняли. На какой e-mail будут отправляться сообщения?" Дополнительные правки не оговоренные ранее - платная услуга. Оплачивайте, сделаем. Мы с вами изначально договорились как будет выглядеть, какая функциональность, вы согласились и оплатили именно эту цену. " У конкурентов" сайт по функциональности дороже. Оплачивайте дополнительные работы - сделаем "как у конкурента"
Заказчик: - "Какая дополнительная оплата? это все настраивается в "админке" одной кнопкой! "
Исполнитель: - "Дополнительное программирование не предусмотренное в "админке" не настраивается одной кнопкой, это дополнительные модули, с дополнительной функциональностью и индивидуальной ценой под "хотелки" Заказчика".
При хорошем раскладе, Исполнитель и Заказчик быстро найдут общий язык и договорятся о компромиссном решении. Скорее всего, Исполнитель будет вносить какие-то правки, а Заказчик откажется от части своих "хотелок", вспомнит о ранее ему показанных наглядно договоренностей, или доплатит за "хотелки как у конкурента".
А при плохом раскладе одна из сторон "упрется" (или сразу обе стороны) и будет настаивать на своей правоте. Заказчик скажет "Делайте так, как я сказал!", при этом напрочь забудет, что он согласился на вариант подешевле.
Исполнитель: - "Каждая доработка - платно! Вы сказали, как делать - я именно так и сделал! Остального вы не уточняли, кроме того, не предоставили полную информацию как должно быть". И так далее, спор может длиться бесконечно.
САЙТ... ВСЁ-ТАКИ ГОТОВ?
Заказчик: - "Нет, сайт не готов! У нас цены изменились, завтра еще изменятся нужно будет поменять! " "Какая оплата? А я считаю, сайт не готов! Сайт сырой! Пока не сделаете мои хотелки "как у конкурентов" и не заполните сайт полностью и не поставите нужные цены - оплачивать не буду! "
Исполнитель: - "Вы уж определитесь точно с ценами! не нужно каждый день менять цены! Пришлите все одним файлом чистовиком, а не черновиком! "
Заказчик не догадался, что от него требуется подготовить тексты не черновиком, не кратко, не чтобы додумал Исполнитель, а (чистовиком) для размещения на сайте. А Заказчик хотел ни о чем не думать - ведь он заказал сайт "под ключ". Исполнителю приходится заново озвучивать, что тексты, как и их постоянная правка, как и "ясновидение" и "додумывание Исполнителем за Заказчика" - не входит в разработку сайта.
Ладно, сидим ждем тексты. Ура, Заказчик тексты отправил. Разместили на сайте.
Заказчик: - "А чего это вы в контактах не дописали наш фейсбук и инстаграм? "
Исполнитель: -"А вы ссылки на соцсети не предоставили! В текстовом файле для контактов вы прислали только слова "Инст." и "Фейсб." ссылки нам нужно самим искать?" И так далее - начинаются вопросы к Заказчику.
Исполнитель вносит правки, показывает Заказчику.
Заказчик: "Ой, нет, давайте вернем, как было".
Исполнитель: - "Вы же сами так попросили сделать! Время стоит денег. Мы не можем туда-сюда менять всё постоянно. Оплачивайте за выполненную работу - продолжим ваши правки."
Заказчик: "Оплачу, только тогда, когда сайт будет полностью готов! сайт не заполнен!".
Исполнитель: - "Вы зачем меняете информацию туда-сюда-обратно?, зачем сказали убрать новинки, рекомендуемые, текст для главной - это важно для дальнейшего продвижения, кроме того, вы сами ранее в письме просили (новинки, акции и т.п.) поставить"
Заказчик: - "А что вы мне раньше об этом не сказали! Надо было предупредить, что так делать не стоило и это важно для продвижения. "
Исполнитель: - "Изначально в письмах, вы сами просили - поставить (новинки, акции и т.п.), теперь хотите удалить . "Мы не должны предупреждать - мы вам дали бесплатный совет. Кроме того, вы не оплачивали услуги продвижения, оптимизацию и консультации по дальнешему продвижению."
НУ ТЕПЕРЬ-ТО ГОТОВО?
И тут начинается:
Заказчик: - "А почему наши блюда не стоят в последовательности как я хочу? Нужно поставить в строгий порядок "как я хочу", а не по цене от меньшего к большему!"
"И в форме обратной связи поля уберем/добавим!" И еще, и еще. "Ну вы сами посмотрите, этим сайтом же нельзя пользоваться, он сырой. Такое чувство, что вам лишь бы навязать мне ваши доработки, за которые деньги отдельные вымогать".
РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ БЕЗ ТЗ ДЛЯ ОБОИХ СТОРОН:
Потерянное время: ждали тексты, меняли цены, порядок отображения, делали массу лишних телодвижений по приведению дизайна сайта в нужный Заказчику вид. В итоге Заказчик начинает "садиться на шею" и требует еще больше "хотелок" за бесплатно.
Шантажирует, что вообще не оплатит, если Исполнитель не доделает как ему нужно! А то, что, что хотелки Заказчика превышают оговоренную с Заказчиком ранее сумму и функциональность - Заказчика уже не волнует. Заказчик включил режим "я хотел как у конкурента" и забыл, о чем договорился с Исполнителем.
У Исполнителя проблемы с другими проектами, так как «их время» ушло частично на этот, и на скриншоты Заказчику на его поставьте/уберите/верните обратно/замените.
Потраченные нервы: у обеих сторон.
Приобретенный опыт: без технического задания для сайта, Исполнитель больше никогда работу не начнет, даже, если Заказчик постоянный, и будет слёзно умолять, что у него горят сроки и нужно уже "вчера".
Вывод: техническое задание (ТЗ) необходимо всегда. Не только для создания сайта, но и для дизайна меню. Времени займет немного. Согласование день-два.
ЧТО ДАЕТ СТОРОНАМ ТЩАТЕЛЬНО ПРОДУМАННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ?
Уверенность и спокойствие: Исполнитель знает, чего заказчик хочет получить в итоге. Заказчик имеет гарантии, что будет сделано именно так, как ему необходимо.
В ТЗ прописаны сроки – Заказчик знает, когда получит готовый продукт, а Исполнитель может планировать время на другие проекты.
ТЗ поможет Исполнителю избежать дополнительных работ вне оговоренного и вне бюджета, а Заказчику даст возможность требовать точного выполнения задания.
В случае сложных проектов, ТЗ может быть очень объемным. На его составление может уйти не один день. В этом случае на составление технического задания отводится отдельный бюджет. Но, если по каким-то причинам Заказчику придется сменить Исполнителя - уже будет готовое ТЗ.
Поэтому, не бывает потерянного времени на разработку чёткого письменного ТЗ - потерять время, испортить отношения между Заказчиком и Исполнителем может только его отсутствие.