Техническое задание (ТЗ) для меню ресторана, кафе

28.12.2018

Конечный результат всегда зависит от чёткости постановки задач. Не зря ведь говорят «Без внятного ТЗ — результат ХЗ».

Техническое задание или сокращенно (ТЗ) является неотъемлемой частью любой разработки. Почему? Потому что Дизайнер и Заказчик, даже если они оба искренне хотят сделать хороший продукт — могут видеть его совершенно по-разному.

Заказчики довольно часто прибегают к тому, что либо недостаточно подробно или вообще не расписывают техническое задание. Тем самым Дизайнер не всегда понимает, что хочет видеть Заказчик.  Кроме того, без подробного (ТЗ) невозможно оценить реальные трудозатраты и время по проекту.

В использовании данного способа (недостаточно подробно) и (вообще не расписывать техническое задание) есть две причины:  умысел или обычная некомпетентность Заказчика. 

Верно заполненное ТЗ — гарантия того, что работа будет выполнена в срок и в точности так, как требуется.


Опишите свой ресторан в деталях

Только сам Заказчик знает свой собственный ресторан лучше всех. Только у него есть доступ ко всей информации о ценах, сроках, условиях, скидках. Дизайнер не может «придумывать бизнес» вместо Заказчика. Это не задача Дизайнера. Дизайнер может посоветовать, но не более.

Соберите максимум информации, чтобы Дизайнеру было из чего рисовать красивую картинку.

Представьте

Заказчик должен примерно представлять то, что хочет получить в результате. Это видение необходимо описать и проиллюстрировать. Это позволит выбрать стилистику дизайна, подсказать методы решения поставленной задачи. Без него дизайнер свободен в своих решениях и вынужден действовать наугад. Наугад — не всегда полное попадание в то, что хочет видеть Заказчик. 

Подготовьте материалы

Цель Заказчика — как можно точнее объяснить, что требуется получить на завершающем этапе проекта, а задача Дизайнера — понять, на основе каких исходных материалов будет проходить работа. 

Если у Дизайнера будет конкретика   — получите полноценный продажник. Не видите уникальности в своем меню, чтобы дизайн был продающим? Поработайте тогда вместе с Дизайнером, ведь у него нет полномочий решать, на что вы готовы пойти ради своих клиентов. Он в состоянии лишь грамотно сформулировать, обернуть в красивую обёртку и подать ваши "щедроты".

Поделитесь с ним также своими трудностями. В чем сильнее конкуренты? Расскажите, и Дизайнер заранее найдет противоядие против ваших соперников. Вы ведь наверняка в восторге от своего ресторана, так поделитесь частицей этой любви с Дизайнером, чтобы он смог привнести его в дизайн и создать ту, необходимую "изюминку".

Давать что-то на усмотрение Дизайнера можно только в том случае если вы ему доверяете. Часто Заказчик сначала говорит, что полагается на вкус Дизайнера, а когда видит результат, у него появляются идеи, он начинает требовать корректировки, хотя ранее писал, что не знает как сделать правильно — не нужно так.

Формулируйте пожелания максимально внятно

Сколько раз проблемы при работе над проектом возникали из-за того, что дизайнер и заказчик по-разному понимали некоторые обороты речи. Поэтому потрудитесь объяснить свои пожелания по проекту максимально четко и доходчиво, и убедитесь, что вы с дизайнером примерно одинаково понимаете смысл.

Подберите цветовое решение

Подбор цвета Здесь https://colorscheme.ru

Например: красный. Цвет флага СССР. А почему нет? Многие, представляя себе красный, видят  — цвет вина, крови и т.д. У всех разные цвета в голове — это факт.  Все вопросы на тему «размыто-черных» и «задумчиво-лиловых» решаются этим же способом.  

Определитесь со шрифтами

Если вы пришлете пару ссылок на шрифты с засечками или без засечек, сразу станет яснее, что вы имели в виду, когда говорили о «веселеньком» или «брутальном» шрифте.

Подбор здесь: https://www.google.com/fonts/ 

Набросайте примеров

Соберите несколько картинок по теме, чтобы Дизайнер знал что вам нравится. Увидели понравившиеся цветовые сочетания, шрифты, интересный дизайн у конкурентов? Сохраняйте ссылки, скриншоты, картинки. Это не про плагиат, а про  "с чего начать", вдохновение и визуальный образ для постановки задачи Дизайнеру. 

Не стесняйтесь показывать много картинок, ссылок, любых других материалов. Приводите как положительные, так и отрицательные примеры. Уже на этом этапе дизайнер сможет подсказать, аргументировано скорректировать ваши пожелания. 

"Да возьмите с интернета" —  Фото блюд, а также иллюстрации, графику для создания дизайна «взять»  из интернета не получится.

Первая причина - авторские права никто не отменял. Вторая причина - низкое качество изображений,  разное разрешение, разный ракурс,  разный стиль фото и цвет. Такие фото собрать в единую, сочетающуюся композицию практически невозможно, это накладывает очень много ограничений на оформление.   Получается, что Дизайнер будет работать с тем что удалось найти. А сам поиск, согласование найденных изображений с Заказчиком - не только огромный объем работы, но и дополнительное время и деньги.  

«Дизайн был нужен еще вчера» —  поэтому, что было, то и прислали. Потом добавим, заменим!

Заказчик присылает краткую текстовую информацию для дизайна меню без четкой структуры, без разделения на страницы, не подписанные фото к наименованиям самих блюд, куча неструктурированных файлов, среди которых "винегрет" из картинок, архивов, текстов, презентаций. Заказчик  надеется, что в этом разберется Дизайнер.

Придумать Дизайнер может, а вот додумать за Заказчика, по тексту меню ресторана и распознать визуально блюдо на фото с экзотическим названием, которое знакомо только Заказчику или шеф повару - Дизайнер к сожалению, или к счастью не может, так как не ясновидящий. 

Контент, который отправляется Дизайнеру, должен быть чистовиком! Не черновиком не тестовым, не временным, не скопированным у конкурентов, не «вставьте пока так, а позже доделаем».  А чистовиком, чётко структурированным, разделённым постранично!

Дизайн делается на основе готового присланного текста. Не контент должен подгоняться под дизайн, а наоборот, правильный дизайн усиливает сказанное.

Информацию для каждой страницы можно вставить в отдельные файлы или все в один. Главное, чтобы Дизайнеру было легко понять, что к какой странице относится. Обязательно картинки отдельно от текста. Обязательно наименование картинок должны совпадать с названиями разделов (если есть отдельные фото на раздел), либо совпадать с названиями блюд.

- Дизайнер не исправляет ошибки и опечатки, не добавляет недостающие предложения и слова.

- Дизайнер не изменяет текст Заказчика, ничего дополнительно не додумывает и не придумывает!

Адекватный срок для обычного дизайна составляет не менее двух дней,  а для продающего дизайна минимум — 3 дня, при условии, что у Дизайнера есть утверждённый текст меню, фото, иллюстрации и всё чётко структурировано.

Все равно хотите быстрее? У вас нет времени раскладывать по полочкам Дизайнеру? Тогда вам дорога к "начинающим". Там не будут заморачиваются  над выбором сочетания цветовой гаммы, с вашими фото, поиском «изюминки», там поставят и 6-ой размер шрифта, чтобы только уместилось и т.д. Там правит балом скорость, пофигизм и дешевизна. Словно на рынке - все по 10! Вас это устраивает? Тогда, извините, нам с вами не по пути.

Как можно выбрать из 2-ух вариантов? Давайте 25! Вы же Дизайнер!

Главная ошибка Заказчика  не понимание,  какие задачи должен выполнить проект и расширенный круг "советников".  Заказчик советуется с детьми, бабушками, тётями,  друзьями и т.д. и у всех, в зависимости от возраста и сферы деятельности - вкусы разные.  И вот тут начинается - НИЧЕГО не нравится! Вообще. А как надо? Не знаю!

Дизайнер шлёт Заказчику еще 2-3 варианта». После чего начинает пересматривать тонну показанных Заказчику примеров.

Даже психоаналитики или сексологи могут не угадать характер ваших фантазий и требований, для этого существует длительные, детальные беседы между Заказчиком и Дизайнером, с умением формулировать задачи.

Можно сделать 1-2-3 изменений, но если из серии -"пойди туда не знаю куда,принести то не зная что, что бы мне в итоге понравилось, это знаете ли - можно так работать бесконечно и не дожить до финального результата.

Крайний вариант - это когда Заказчик хочет поиграть в "Битву экстрасенсов", а Дизайнер еще и соглашается. Типа: "Вы сделайте, что-то, а я посмотрю".

Уважающий себя Дизайнер, никогда не позволит в это играть, если конечно не экстрасенс случайно. 

Бывают пожелания нереальные, или вкус потенциального Заказчика кажется странным и противоречивым. Лучше вовремя уйти от невнятного и непонятного задания. 

И, наконец, в большинстве случаев Заказчики действительно хитрят, говоря "не нравится". Потому что случается видеть воплощенные чуть ли не 1-в-1 проекты и заимствованные на 80-90% идеи, за которые Заказчик не заплатил и позаимствовал за Бесплатно.

Не "борщите" с правками

Большого количества правок быть не должно. Это до 3-ёх итераций, которые по времени не занимают больше 1 часов каждая (хотя, конечно, на больших проектах это время может быть и значительно больше). Когда на почту прилетает 35-ая по счету правка, то становится ясно, что либо где-то неправильно составлено ТЗ, либо людей, влияющих на принятие решения о дизайне,  слишком многовато.  

Сроки готовности дизайна и печати не важны?  Доплачивайте за каждую правку, и тогда хоть 1000 правок в сутки и зашкаливающие фантазии.


Итог:

Главная ошибка при заказе дизайна — не давать всю необходимую информацию Дизайнеру, обойтись обычным текстом: в лучшем случае - с разделением на страницы, в худшем - сплошным текстом или минимум информации.

Конечно, дизайнер сделает свою работу и с минимумом контента. Но сами подумайте, как ему сделать хорошо продуманный дизайн, если он не знает точно, что в нём будет? Как сделать удобное меню, если непонятно какие будут в ней  разделы, блюда и какая между ними взаимозависимость?

В итоге Дизайнер будет тратить время на переделку дизайна, страниц, структуры, шрифтов, размеров фото из-за недостающих материалов, которые были не предусмотрены, и их уже некуда запихивать.

Другая ошибка Заказчика — перечислить в ТЗ только список страниц (пусть даже с контентом для каждой), не указав о необходимости в фото к блюдам или разделам. При таком подходе заказчика к ТЗ, Дизайнер, если он не слишком заинтересован в результате может подойти к вопросу тоже формально — сделать что перечислено и посчитать на этом работу выполненной.

Хотите хорошо — не ленитесь, перед заказом дизайна подготовьте  не только контент, но и все необходимые фото и иллюстраци.

Важно знать! Соответствие дизайна Вашим задачам пропорционально качеству материалов, который вы  предоставите Дизайнеру.


Похожие записи